10:50 | ||
Тема возвращения пропавших во время Второй мировой войны культурных ценностей горячо обсуждается Россией и Германией уже на протяжении многих десятков лет. Но немецкая сторона, как правило, говорит о возврате «трофейного искусства» (Beutekunst) – культурных ценностях, вывезенных СССР с территории Германии в качестве возмещения за потерю произведений искусства, уничтоженных или разграбленных на советской территории оккупантами. В то же время судьба огромного количества картин, ценнейших книг и предметов прикладного искусства, вывезенных фашистами в Германию, до сих пор неизвестна. «Через почти 70 лет после окончания войны мы до сих пор не можем с уверенностью сказать, где находятся эти бесценные произведения искусства», – говорит научный руководитель проекта, профессор Вольфганг Айхведе (Wolfgang Eichwede). Цифры, которые приводит российская и немецкая сторона, отличаются кардинально. Так, в России и в СССР писали о том, что в годы Великой Отечественной войны «пострадало свыше 160 музеев, 4000 библиотек (погибло 115 млн. изданий), архивов 19 областей (утрачено 17 млн. дел)». В опубликованном в СССР «Акте проверки наличия музейных ценностей пригородных дворцов-музеев» говорится о том, что только в Екатерининском дворце-музее города Пушкина (Царское Село) за период войны было утрачено 30 151 предмет (из 42 172, числящихся по описи), а в Павловском дворце-музее – 8715 предметов (из 22 133)… В то же время историки Германии считают, что эти цифры не совсем корректны, ведь коллеги из России не отделяют культурные ценности, утраченные в результате фашистских грабежей, от потерь во время бомбёжек или разрушений. Особенно сложно оценить ущерб от воровства и вандализма отдельных немецких солдат. Часть украденных на территории СССР и вывезенных в Германию произведений искусства периодически появляется на свет. Для того чтобы прояснить все эти факты, нужно проводить подробнейшие исследования не только в России, но и в архивах всего мира. Пока в рамках этого проекта, финансируемого немецкой стороной, выбраны наиболее пострадавшие во время войны российские музеи. Это дворцы-музеи Царского Села, Петергофа, Гатчины, Павловска, художественные музеи Пскова и Новгорода. Кстати, Псковский музей в 1941–1944 годы был основной базой хранения произведений искусства, вывезенных фашистами не только из Псковской области, но и из Новгорода, Тихвина, Пушкина, Павловска, Гатчины и Петергофа. Теперь сотрудники этих музеев впервые получат возможность узнать о судьбе украденных сокровищ не только из российских источников, но и из архивов Германии, ряда других европейских стран, а также США. Результатом этих исследований должны стать две солидных монографии, которые будут опубликованы на русском и немецком языке. Обе стороны представлены в этом проекте самыми авторитетными учёными. Так, в научный совет от России входит директор Государственного Эрмитажа, профессор Михаил Пиотровский. «Мы очень надеемся, что эта работа не только откроет нам путь к новым историческим фактам, но и позволит, наконец, найти ряд пропавших произведений искусства, – говорят российские участники проекта. – Ведь несмотря на регистрацию утраченных во время войны культурных ценностей и собственные многолетние поиски, мы часто опираемся лишь на предположения.» Проект, рассчитанный пока на 2,5 года, – часть Немецко-Российского музейного диалога, который был организован в 2005 году 80 немецкими музеями. Цель этой инициативы – не только собрать и обнародовать факты о пропавших и украденных во время Второй мировой войны произведениях искусства, но и наладить научное сотрудничество между историками двух стран. Сотрудничество учёных – свободное от политических упрёков и юридической казуистики… Ирина Фролова , Русская Германия, опубликовано №11, 2012 | ||
Категория: Kультура, образование, спорт | Просмотров: 1783 | Добавил: tamin | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |