18:44 | ||
Архитектура – пожалуй, единственная область советского авангарда, остающаяся наименее известной в Европе. Экспозиция «Архитектор революции» открывается макетом знаменитой башни Владимира Татлина. Это уменьшенная модель нереализованного памятника III Интернационалу, спроектированного художником в 1919-1920 годы. Идея грандиозного монументального сооружения ломала все традиционные представления того времени о зодчестве. Башня должна была быть высотой 400 метров и состоять из мачты-консоли, двух устремлённых вверх стальных спиралей и подвешенных между ними стеклянно-стальных куба, пирамиды, цилиндра и полусферы, которые должны были ещё и вращаться с различной скоростью в разные стороны. Экспонаты нынешней берлинской выставки можно условно разделить на две части: первая – это чертежи, рисунки и картины художников-авангардистов, таких как Казимир Малевич, Александр Родченко, Любовь Попова, Эль Лисицкий. Вторая представляет собой фотоколлекцию совершенно удивительных объектов конструктивистской архитектуры, созданных в Советской России в 20-е – 30-е годы прошлого столетия. Наиболее известные из них – Дом архитектора Мельникова, радиобашня на Шаболовке, ДнепроГЭС, здание газеты «Известия». Фотографии предоставлены британским фотографом архитектуры Ричардом Паре (Richard Pare). В 90-е годы Паре объездил всю территорию бывшего Советского Союза в поисках объектов конструктивизма, сохранившихся до наших дней. И хотя дней этих прошло не так уж и много, некоторые запечатлённые на фотографиях объекты выглядят плачевно, а иные и вовсе уже не существуют. На фотографиях Ричарда Паре можно увидеть не только красоту образного мышления и полёт творчества создателей новой архитектуры, но и явные признаки распада как этих шедевров, так и постсоветского общества, которое не осознавало богатства этого наследия. То, что строилось на века вчера, не находит функционального применения сегодня. А ведь многие идеи корнями или, вернее сказать, фундаментами уходят в 20-е годы. Например, популярные на Западе кондоминиумы и распространённые в СССР молодёжные жилые комплексы – может, не архитектурно, но по сути своей конструктивистские. Одна из задач этого направления и заключалась в том, чтобы на небольшой площади сгруппировать максимальное количество жизненно необходимых человеку помещений. Главный принцип – функциональность и рационализм, форма вещей должна соответствовать их функции. Конструктивисты призывали создавать максимально полезные вещи для максимально гармоничного человека, живущего в максимально благоустроенном доме. На выставке можно увидеть фотографии таких комплексов. Это знаменитый «дом на набережной», Дом работников Наркомфина и городок чекистов в Екатеринбурге, которые включали в себя комбинаты бытовых услуг, детсады, клубы и столовые. Конструктивизм – русское, точнее советское авангардное течение в постреволюционном искусстве. Специалисты считают, что именно из него произросли многие направления современного искусства и архитектуры, от абстрактной живописи до деконструктивизма. Например, плакаты Родченко – прямые предвестники поп-арта, а хай-тек родился в том числе и из советского дизайна 1920-х. К сожалению, к середине 30-х годов политический климат в стране изменился, и востребованным оказался монументальный классицизм, больше известный как сталинский ампир. Такая короткая и многообещающая, история конструктивизма закончилась и была забыта. Александр Бодунов, Русская Германия, опубликовано №21, 2012 | ||
Категория: Kультура, образование, спорт | Просмотров: 2083 | Добавил: tamin | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |