13:08 | ||
Во время уборки одного из музейных залов уборщица, подменявшая приболевшую коллегу, заметила явный непорядок: под хлипким сооружением из деревянных реек, отдалённо напоминавшим сколоченные вместе лестницы, находился металлический ушат чёрного цвета, вся внутренняя часть которого была в засохших потёках. Вооружившись ведром с водой и тряпкой, добросовестная женщина тщательно оттёрла ёмкость, не подозревая, что тем самым уничтожила главный элемент творения немецкого художника и скульпотра Мартина Киппенбергера – инсталляции под названием «Когда начинает капать с потолка». То, что уборщица приняла за засохшие потёки грязи, являлось слоем патины, которая, по задумке автора, должна была изображать осадок, остающийся после того, как накапавшая с потолка вода высыхает. Как заявил спикер мэрии Дортмунда, «испорченный шедевр невозможно восстановить в его первоначальном виде». Яркий представитель течения немецкого постмодернизма «Новые дикие» Мартин Киппенбергер (род. в 1953 г. Дортмунде) прославился своими шокирующими нонконформистскими акциями, а также провокационным поведением и пьянством. Репутация и влияние работ Киппенбергера на незрелые умы зрительских масс неимоверно возросли после его смерти (он умер в 1977 году вследствие хронического алкоголизма). Его творчество стало предметом нескольких ретроспектив, включая выставку в лондонской галерее Tate Modern в 2006 году и в Музее современного искусства Лос-Анджелеса в 2008-м (в 2009 году эта же экспозиция была показана в Музее современного искусства в Нью-Йорке). «Лестнично-капающая» конструкция Киппенберга, выставленная в дортмундском музее, была застрахована на 800 тысяч (!) евро, которые теперь, по-видимому, страховой компании придётся выплачивать городским властям. Какую ответственность понесёт чистюля-уборщица – не сообщается, однако превентивные меры администрацией Музея на Восточном валу уже приняты: техперсоналу запрещено приближаться во время уборки залов к произведениям искусства ближе, чем на 20 см. (Лично я считаю эту меру явно недостаточной. Ну скажите на милость, как простой уборщице распознать в лежащей на полу куче слоновьего кала произведение искусства? А именно такой арт-объект был выставлен несколько лет тому назад в одной из художественных галерей Ганновера. Но там он был ограждён со всех четырёх сторон довольно высокой опалубкой, что и спасло его от возможных покушений тружениц метлы и швабры. Так что музейной администрации надо бы и самой подсуетиться в вопросе охраны экспонатов!) Курьёз с инсталляцией Киппенбергера – не первый в Федеративной Республике. Та же участь дважды – в 1973 и 1986 годах - постигала перформансы одного из лидеров немецкого постмодернизма Йозефа Бойса. Как и закончивший гамбургскую Высшую школу изобразительного искусства Киппенберг, Бойс тоже учился азам своего ремесла (он выпускник Академии искусств в Дюссельдорфе). То есть, рисовать и ваять, в классическом понимании этих терминов, в принципе, оба умели. Но явно не желали. И пошли, как в своё время Володя Ульянов, другим путём. В ноябре 1973 года в Музее современного искусства в Вуппертале открылась передвижная выставка, одним из экспонатов которой была работа Бойса, названная им безо всяких выкрутасов «Ванна». Небольшая лохань, в которой, как следовало из пояснительной таблички, купали младенца Бойса, по соображениям, ведомым лишь автору этого «арт-объекта», была оклеена пластырями, обрывками тряпок и заполнена мусором (после открытия выставки кто-то из посетителей оставил на табличке меткую запись: «Вода, вероятно, была очень горячая»). Вскоре после открытия выставки в залах музея проводилось мероприятие городской парторганизации СДПГ. Две дамы из оргкомитета, готовившие фуршет, в какой-то момент спохватились, что бокалы, из которых предстояло пить приглашённым, необходимо сполоснуть. Осмотревшись по сторонам и увидев ту самую «лохань Бойса», они её быстренько отчистили и использовали по прямому назначению, оставив затем, вымытой, в туалете. Спустя день, посетивший музей Йозеф Бойс, заметив пропажу его творения, поднял скандал. Состоявшийся затем суд полностью удовлетворил его иск, обязав администрацию музея выплатить оскорблённому деятелю искусств компенсацию в размере 40 тысяч полновесных западногермаских марок. Но рок продолжал преследовать опусы Бойса и после его кончины в январе 1986 года. Его «шедевр» под названием «Жирный угол» (вмазанный под потолок в углу его мастерской 5-килограммовый брикет сливочного масла янтарно-жёлтого цвета) завхоз дюссельдорфской Академии художеств, где находилась мастерская, по своей дремучести смыл, а следы заштукатурил. Дело также кончилось судом: некий приятель художника (сам Бойс к тому времени умер) заявил свои права на якобы посвящённый ему, но уничтоженный «шедевр» и, выиграв процесс, получил от городской казны компенсацию в сумме тех же самых 40 тысяч марок (далась же им всем именно эта сумма!). Инцидент с «Жирным углом» вызвал в немецких СМИ бурную полемику на тему, что считать искусством. Но это было в 1986 году. В 2011-м подобным вопросом СМИ уже не задаются. Сергей Дебрер, Ost-Kurier, Кемниц
| ||
Категория: Kультура, образование, спорт | Просмотров: 2022 | Добавил: tamin | Рейтинг: 4.0/1 | |
Всего комментариев: 0 | |