Приветствую Вас Гость! | DE

Регистрация | Вход | RSS | Новости на E-mail
ГЛАВНАЯ  НЕДВИЖИМОСТЬ  БИЗНЕС  ИПОТЕКА  БАНКИ  ИНВЕСТИЦИИ  СТРАХОВАНИЕ  ИММИГРАЦИЯ  СТАТЬИ  ВОПРОСЫ  ДИАЛОГ  О НАС  КОНТАКТ

За рубежом

Календарь новостей

«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Бизнес в Европе

Дома и квартиры на FB

За границей


Обама сделает все, чтобы нефть подешевела. Это грозит России потрясениями

20:21

Читайте также
Американскому президенту выгодно, чтобы к выборам цены на нефть упали. Розничная цена бензина в США поднялась за три последних года в два раза. Причина – аналогичный взлет нефтяных цен на рынке деривативов. Путь, пройденный нефтью за тот же период, — от $60 до $125 за баррель (Brent, ICE). Мировые цены на нефть формируются прежде всего в США – на биржах в Нью-Йорке (NYMEX) и Чикаго (CME) — а также в Лондоне (ICE).

Блоги осыпают проклятиями спекулянтов и правительство за высокие цены на бензоколонках. Кандидат от республиканцев Митт Ромни прямо обвинил Обаму в росте цен на энергоресурсы. Это один из острых аргументов в борьбе за пост президента США в 2012 году. Так что у демократов прямой интерес к тому, чтобы цена на нефть упала до 6 ноября 2012 года, когда американцы придут на избирательные участки. А еще лучше до 3 октября, когда состоятся публичные дебаты кандидатов в президенты.

Как сказал Обама, нельзя позволить спекулянтам ради быстрой прибыли манипулировать рынками путем покупки нефти и создания ощущения ее нехватки. Нельзя позволить, чтобы они заработали миллионы, а миллионы американских семей остались ни с чем. Что же Обама сможет сделать?

С начала 2000-х годов цены на нефть почти не обращают внимания на фундаментальные переменные (запасы, производство, спрос, потребление). Зато чутко слушаются динамики доллара США, акций, металлов, денежной массы. Рынок нефти превратился в финансовый (см. колонку «Анатомия цены на нефть»). Лучший способ овладеть таким рынком — ужесточить регулирование.

Для этого два года назад в США был принят закон Фрэнка — Додда. Он отдал в руки государства массу видов оружия против мыльных пузырей на рынке нефти, от легкого до самого тяжелого калибра. Наибольшей поражающей способностью обладает право регулятора — Комиссии по торговле товарными фьючерсами (CFTC) — устанавливать позиционные лимиты (предельное число контрактов на одного участника рынка).

Но эта мера не работает. Новые правила заматываются в бесконечных обсуждениях — обсуждаются тысячи возможных поправок к ним. Принятие правил задерживается. А в этом году начались судебные иски профессиональных ассоциаций к комиссии. До решения суда право государства (CFTC) на использование этого оружия приостановлено.

В апреле 2012 года Барак Обама выдвинул новый план: увеличить долю собственных средств, вносимых на биржи в обеспечение сделок с деривативами, и тем самым снизить способность спекулировать за счет кредита. Взвинтить в 10 раз штрафы за манипулирование на рынке нефти (до $10 млн). Резко расширить возможности регулятора (CFTC) по надзору за рынком товарных деривативов.

У этого плана нет никаких шансов быть законодательно утвержденным до выборов. Республиканцы — в оппозиции.

Но есть еще одно лекарство от высоких цен на нефть — это укрепление доллара США по отношению к евро и другим ключевым валютам. Уход инвесторов в доллар, потяжелевшая мировая резервная валюта придавливают цены на нефть, металлы, акции, недвижимость — да на что угодно. И вот это лекарство может подействовать.

Еще с октября 2011 года начал нарастать разрыв между динамикой доллара, нефти, акций, металлов. Уже в марте 2012-го было видно, как потяжелел доллар, но при этом цены на нефть и акции в США тоже ползли вверх, хотя обычно укрепление доллара заставляет их снижаться. Это мыльный пузырь. Не такой большой, как в 2008-м, но всё же способный создать небольшое финансовое землетрясение. Ведь такие разрывы временны. Доллар, акции и нефть зависят друг от друга. Это взаимозаменяемые рынки, где деньги легко переходят с одного инвестиционного товара на другой. Динамика доллара как денежного якоря, как мировой резервной валюты — основа всего движения.

В апреле рынок США еще держался за счет денег, уходящих сначала из Южной, Центральной и Восточной Европы, Латинской Америки, затем — из развитых стран Северной и Западной Европы. Реализуются худшие сценарии динамики российских акций после выборов. С 5 марта они упали на 20,8% — наравне со странами, находящимися в эпицентре кризиса еврозоны и политической нестабильности.

В мае начал сплющиваться и рынок акций США. Стали оправдываться прогнозы, сделанные Forbes в апреле. С 1 по 18 мая Доу-Джонс упал на 6,8% (DJIA). А нефть с середины марта 2012 года подешевела на 15%.

Что дальше? Пока нефть и акции полностью не отыграли дорожание доллара соответствующим снижением котировок, высоки риски, что они будут катиться вниз. До середины июня — турбулентность, возможны отскоки, а затем вновь движение к подножью холма — к $90 за баррель по нефти и 11 500–11 800 по акциям (DJIA).

Лучший способ остановить обрушение цен на нефть, взвинтить их — начать войну в районах нефтедобычи или на транспортных артериях. Но администрации США, идущей на перевыборы, новые войны не выгодны. Ведь цены на бензоколонках должны опуститься к ноябрю. Так что до ноября атаки на Иран, видимо, не будет.

Говоря о нефти, долларе и американских выборах, нельзя забывать и о «проблеме 17 июня». Этот день может стать точкой отсчета для раскола еврозоны и начала новой серии финансовых битв. 17 июня состоятся внеочередные парламентские выборы в Греции. Опросы относительно их исхода дают противоречивые результаты. Резко усилились те, кто против затягивания поясов как условия списания долгов и финансовой помощи Греции. «Мы идем прямиком в ад», — говорят они. Греция — на грани выхода из зоны евро, а ЕС готовит чрезвычайные планы на случай такого развития событий.

Нет, нас не ждет тихое отпускное лето! Скорее, кавардак из финансовых инфекций, хора страждущих, набегов на банки и дайвинга валют. И может быть, когда афиняне, заботясь о величии Эллады, пробьют брешь в финансах римлян и галлов и оставят без денег германские племена, начнется новая Великая депрессия.

Следствие всего этого — резкое усиление летом доллара США, как это происходило осенью 2008 года. Может быть, до уровней 1,10–1,20 к евро. В тяжелые времена доллар и, возможно, золото всегда являются спасительной гаванью. Именно в эти активы уходят инвесторы. Результат — падение других рынков, новое снижение мировых цен на нефть, металлы и акции.

Что останется на поле битвы к президентским выборам в США? Растущая экономика Америки, мятущаяся Европа, отбивающаяся от рецессии, потяжелевший доллар (но только не к юаню), подешевевшая нефть и, соответственно, снижение цен на бензоколонках, акции с минусом в 10-15%. В ноябре-декабре 2012 года будет «президентское» ралли на рынке акций (обычная вещь в выборы). Всё это на пользу демократической партии.

Чем это отзовется в России?

Пока что идет нарастание чистого вывоза капиталов, падение цен нефти и рынка акций и удешевление рубля — все это продлится до середины осени. Надлом еврозоны добавляет горечи в этот сценарий. «Просадка» может стать намного глубже, длительнее, стать прологом финансовых потрясений с неизвестным исходом.

Снижение цен на нефть серьезно влияет на Россию с временным лагом — обычно он составляет 3–4 месяца. Что дальше? Дважды (в 1998-м и 2008-м) нас выручали быстрое восстановление цен на нефть и девальвация рубля. Как быстро это будет происходить в будущем, неизвестно. «Голландская» болезнь в России в разгаре (рост неснижаемых расходов бюджета за счет крайне нестабильных сырьевых доходов). Бюджет 2012 года основан на средней цене нефти Urals в $100. В марте-апреле цены были выше, а бюджет сводился с дефицитом.

Если уход цены нефти на уровень $90-100 за баррель летом 2012 года продолжится ее дальнейшим снижением за границы $80-85 и всё это будет продолжаться в течение 6-12 месяцев, то станет несладко. Двузначная инфляция, курс рубля выше 35-38 за доллар, акции — на уровне 700-800 (индекс ММВБ), печатный станок, взлет госдолга до 20-25% ВВП. Плюс к этому — социальные возмущения. Можно ли сделать, чтобы осенью 2012 года подешевевшая нефть, президентские выборы в США и кризис в России не стали синонимами? Об этом — в следующей колонке.



Яков Миркин, Forbes.ru

Категория: Экономика и политика в Европе | Просмотров: 1550 | Добавил: tamin | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи: Регистрация | Вход

Актуальные предложения | Все