21:52 | ||
Елена родом из Севастополя, окончила Академию русского балета им. Вагановой в Санкт-Петербурге, потом два года танцевала в Сеуле и вот уже более 10 лет живет в Берлине. Первое, на что я обратила внимание, беседуя с новоиспеченной прима-балериной, это спокойствие Елены, ее душевное равновесие и внутренняя гармония. Чувствуется, что она довольна своей судьбой. - В 2010 г. вышел на экраны и имел большой резонанс фильм «Черный лебедь». Балетная труппа одного из нью-йоркских театров показана в нем в жанре триллера: жуткая конкуренция среди балерин, постоянные изнурительные тренировки, голодовки, стремление к совершенству доводят до полного нервного истощения главную героиню, которую блестяще сыграла Натали Портман (за что и получила «Оскар»). Ты смотрела этот фильм? По-твоему, его создатели очень сгустили краски? - Да, я видела этот фильм. Создатели уж очень сгустили краски, прямо до черного цвета. Я, правда, не знаю, как это происходит в Нью-Йорке, я там не работала, но в России, я слышала, конкуренция действительно жесткая. У нас же, в Берлинском балете, приятная и дружелюбная атмосфера, такого «триллера» точно нет. Разумеется, мы много репетируем, обязательные тренировки каждый день, и, конечно же, присутствует здоровая конкуренция, иначе бы не было стимула для творческого развития. Владимир Малахов равномерно распределяет роли, стараясь никого не обидеть и не сеять вражды, заботится о том, чтобы «триллера» здесь не было. А то бы все давно либо сбежали, либо сошли с ума. - В фильме «Черный лебедь» показана также трагическая судьба стареющей прима-балерины, которая в силу возраста больше не годится на главные роли. В Большом театре в Москве балерины, если не ошибаюсь, выходят на пенсию в 35 лет. А какие правила на сей счет существуют в Государственном балете Берлина? - Я считаю, что проблема возраста в фильме тоже очень утрирована. Я видела, как Майя Плисецкая танцевала на вечере, посвященном ее 70-летнему юбилею. Я была тогда еще девочкой, училась в Санкт-Петербурге в балетной школе при Мариинском театре. Таланты не стареют! Что же касается правил, то, насколько я знаю, в Большом театре балерины выходят на пенсию в 38 лет. Здесь, в Берлине, профессия балерины считается такой же обычной специальностью, как профессия врача или учителя. Никаких более ранних сроков выхода на пенсию для танцовщиц не предусмотрено. У нас в балете контрактная система, и в какой-то момент контракт просто не продлевают. - Хотя коллектив Государственного балета Берлина и многонациональный, за ним закрепилась репутация своего рода «русского уголка», поскольку русскоязычных участников здесь больше всех. Во время репетиций звучит в основном русский язык? - Нет, репетиции идут на английском или немецком языке, поскольку у нас в основном англо- и немецкоговорящие педагоги. - Сколько тебе было лет, когда ты решила, что станешь балериной? И как пришло к тебе это решение? - Когда мне было 10 лет, меня приняли в Академию русского балета им. Вагановой, и с этого времени ни о чем другом я уже не думала. Еще в раннем детстве, живя в Севастополе, я посещала балетный кружок. Вела его Надежда Илларионовна Светлова, одна из учениц Вагановой. Она и посоветовала моим родителям отдать меня в балетную школу. Она, можно сказать, открыла мой талант. - И твои родители послушались ее совета? Они имеют какое-то отношение к балету? - Нет, абсолютно никакого. Просто мама с детства очень любила танцевать. У нее не было возможности серьезно обучаться танцам. Судьба ее сложилась по-другому: она работает учительницей в школе. Еще до моего рождения мама думала: «Если у меня будет девочка, обязательно отдам ее в балет». Так что, услышав от Надежды Светловой о моих способностях к танцам, мама, конечно, обрадовалась - ведь это было исполнением ее мечты. Поскольку в Севастополе никаких особенно хороших возможностей для балетного будущего не было, родители отправили меня к родственникам в Санкт-Петербург, где я и поступила в Академию русского балета. - Не тяжело было в столь юном возрасте покидать родной дом? - Да, в первое время мне было, конечно, нелегко вдали от мамы. Но мне повезло, что у меня в Санкт-Петербурге есть родственники и мне не пришлось жить в интернате при академии. Я жила у моей двоюродной бабушки. С ней мне было уютно и комфортно. А позже и мама переехала в Санкт-Петербург. - Что, по твоему мнению, первично в успехе прима-балерины - талант, трудолюбие, хорошие знакомства в балетном мире или его величество случай? - Талант и трудолюбие. Полезные связи могут, конечно, помочь в том смысле, что с их помощью появляется дополнительная возможность показать себя. Но без таланта всё равно далеко не уедешь. Случай - да, он тоже может сыграть свою роль. Например, чтобы тебя вовремя увидел нужный человек. Но если нет таланта, то чем может помочь случай? Что толку, что нужный человек тебя увидел? В нашем деле талант и трудолюбие играют решающую роль. - Фраза «жить, чтобы танцевать» - это про тебя? - Я уже 11 лет танцую на профессиональной сцене. Я люблю свою профессию, это часть моей жизни. Балет - это значительная часть моей жизни, но не вся жизнь. - В балетных спектаклях ты каждый раз переживаешь на сцене невероятно сильные чувства: любовь до последнего вздоха, смертельную ненависть, предательство. Например, в спектакле «Баядерка» ты убиваешь свою соперницу. А как в реальной жизни? Была у тебя всесокрушающая любовь? - Это же театр! На сцене я, как артистка, перевоплощаюсь, но это всё игра. В жизни я совершенно нормальный человек и, конечно, не убиваю своих соперниц (смеется). На сцене я могу быть стервой, а в жизни это у меня не получается. - Люди, не имеющие отношения к балету, полагают, что жизнь у балерин очень тяжелая. Как минимум потому, что им от многого приходится отказываться для поддержания фигуры. Ты можешь припомнить, когда ты в последний раз ела торт со сливочным кремом? - (Смеется.) Я не люблю торт со сливочным кремом. Это было летом, я съела кусок торта наполеон, и мне стало так плохо... По сути, мы мало едим, потому что физические нагрузки не позволяют и просто нет времени. Если я приду на тренировку после сытного обеда, то с полным желудком не смогу заниматься. Но такие вещи, как сахар или шоколад, балеринам не только можно, но даже необходимо есть при серьезных физических нагрузках, чтобы поддерживать уровень сахара в крови. На самом деле я не сижу на диете и ем всё, что хочу. Просто я никогда не объедаюсь. - В репертуаре Государственного балета Берлина есть спектакль «Волшебник страны Оз», более известный нашим читателям как «Волшебник Изумрудного города». Если бы тебе встретился по-настоящему могущественный волшебник, что бы ты у него попросила? - (Задумывается.) Наверное, хорошего здоровья мне и всем, кто меня окружает. Когда себя хорошо чувствуешь, то и настроение хорошее, и всё ладится. - Есть ли у тебя мечта станцевать какую-то конкретную партию? - Мне безумно нравится балет «Дама с камелиями», но я не знаю, смогу ли я сыграть главную роль. Станцевать смогу, а вот именно сыграть... Меня вообще больше привлекают драматические роли, персонажи с трагической судьбой. Например, Манон Леско или Татьяну в «Евгении Онегине» я бы с удовольствием станцевала. А Одетту в «Лебедином озере» почему-то не особенно хочется танцевать. Уж слишком эта роль традиционная. - Ты уже несколько лет живешь в Берлине. Удается ли тебе знакомиться с чрезвычайно многообразной культурной и театральной жизнью города? Когда ты в последний раз была в театре в качестве зрителя? - Честно говоря, в последнее время я хожу в театр реже, чем мне бы того хотелось. Слишком много работы, не хватает времени, не успеваю вовремя сориентироваться и позаботиться о билетах. На наши балетные спектакли, в которых я не занята, хожу с удовольствием в качестве зрителя. - Как бы ты описала себя в нескольких словах? Назови, пожалуйста, три своих основных качества. - Иногда, когда мне чего-нибудь очень хочется, я пытаюсь непременно этого добиться. Как называется это качество? Упрямство, наверное. Второе - неразговорчивость. Не люблю много болтать. Иногда, как говорит моя мама, из меня слова клещами не вытянешь. И еще я «белая и пушистая» (смеется). Я незлопамятная: меня можно обидеть, а через два дня я уже всё забыла. Отзывчивая. В общем, «доброе сердце». Только на сцене могу быть злой. - Есть ли у тебя кумир, человек, на которого тебе хотелось бы быть похожей? - В школе у меня были кумиры, а сейчас нет. Хочу быть просто самой собой. - Напоследок традиционный вопрос: каковы твои планы на будущее? - Как можно больше участвовать в новых постановочных работах, потому что это интересно. Не так важно, танцевать первую или вторую роль, сам процесс работы захватывает. Сейчас мы работаем над новой постановкой «Пер Гюнт», и, я думаю, это будет одна из интереснейших премьер последних лет. Татьяна ЦИХОН, Европа-Экспресс, Берлин | ||
Категория: Kультура, образование, спорт | Просмотров: 2417 | Добавил: tamin | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |