13:42 | ||
Если у троллей и есть король, то его зовут Дэвид Торн (David Thorn). Этот австралийский автор бестселлера «Интернет - это песочница» (The Internet is a playground) не только строптив, но и язвителен. Торн получил известность, когда опубликовал диалог, готовый для театральной постановки, в ходе которого он пытался оплатить больничный счет рисунком с изображением паука. Он обладает способностью с помощью тонких оскорблений успешно доводить до бешенства неотесанных людей. Он оказал помощь некоей Кейт Миллер (Kate Miller), разославшей через Facebook приглашение на свою вечеринку, - пригласил на нее 60 000 непрошенных гостей. Торн даже продавал майки, специально подготовленные к этому событию. Сообщество было вне себя от радостных предвкушений. В конце концов выяснилось: не было никакой Кейт Миллер и не было никакой вечеринки. Торн всех надул. Родиной троллей считается фотофорум 4chan.org и прежде всего Канал /b/. Этот сайт не представляет собой ничего особенного, и предназначен, скорее, для любителей порнографии в стиле манга или подпольного сексистского юмора. «4chan часто определяют как машину ненависти интернета и как рай для троллей, - отмечает дизайнер в области коммуникаций Cтефан Краппитц (Stefan Krappitz), недавно опубликовавший книгу о троллях. - С моей точки зрения, это, тем не менее, - площадка, обладающая большой культурной ценностью». Колыбель сетевой культуры? То есть, 4chan представляет собой подлежащую защите колыбель сетевой культуры? Этот сайт является «фабрикой мемов» (meme factory), заявил еще в 2009 году основатель 4chan Кристофер Пул (Christopher Poole). Дело в том, что среди мусора там процветает бесчисленное количество мемов, то есть постоянно меняющихся, распространяющихся и повторяющихся приколов (running gags) интернета. На портале 4chan, среди прочего, родились LolCats (смешные картинки кошек с текстами), а также Rickroll (бессмысленные ссылки на видео Рика Эстли (Rick Astley). Оттуда подобные мотивы перекочевывают в мейнстрим, оказывают стойкое влияние на изобразительный язык и юмор интернета, а также вдохновляют миллионы на создание ремиксов (remixes) и мешапов (mash-ups). В конечном итоге эти феномены попадают даже в свой собственный поп-культурный архив, и на сайте Knowyourmem.com они документируются и классифицируются. При возникновении этой субкультуры специфические характеристики портала 4chan действуют, с одной стороны, как питательная почва, а, с другой стороны, - как фильтр. На самом деле форум не только полностью анонимен, но и весьма эфемерен. Лишь несколько секунд новые записи сохраняются на первой странице, затем они соскальзывают вниз и через несколько минут полностью исчезают. Архива там нет. Троллинг как искусство Эта быстротечность привела к тому, что наиболее популярные посты стали вновь размещаться и варьироваться, что недавно было установлено в исследовании, проведенном Массачусетским технологическим институтом. Вкупе с анонимностью это способствовало «экспериментированию с идеями», так как неудачи отдельных пользователей остаются без последствий. Если какая-нибудь необычная острота не срабатывает, сразу предпринимаются попытки работать со следующей. Стефан Краппитц не заходит так далеко и не считает каждый мем искусством, а каждого тролля – художником. По его мнению, речь идет, скорее, о принципиальной позиции. «Тролли хотят нарушать правила и подрывать ожидания. Поэтому троллинг вполне можно считать средством художественного выражения». Социолог Ян-Хинрик Шмидт (Jan-Hinrick Schmidt), научный референт гамбургского Института исследований общественного мнения имени Ганса Бредова (Hans-Bredow-Institut fuer Medienforschung) частично признает правоту Краппитца: «В принципе, это зависит от того, насколько широко мы определяем этот термин». Троллинг в узком смысле слова означает только создание помех, оскорбления и провокации. «Такого рода поведение является проблемным, так как способно расшатать позиции целых сообществ и форумов», - подчеркивает Шмидт. Несмотря на это, тролли могут иногда оказывать и стимулирующее воздействие на дискуссии. «Нужно только исходить из того, что не все пользователи будут выступать с конструктивными и хорошо продуманными аргументами», - добавляет он. И Краппитц не отрицает, что тексты, полные ненависти (hatespeech), а также кибер-моббинг (cyber-mobbing) относятся к самым неприятным формам троллинга. Вот - его попытка определения креативного троллинга: «Хороший тролль забавляет не только самого себя, но и многих других». И это показывает, что целью троллинга являются приколы (lulz), зубоскальство, злорадство, передразнивание. Виртуальный автогол Тролли не очень-то церемонятся в выборе средств. Большой популярностью пользуется грифинг (griefing). Грифер – это тот, кто создает виртуальные помехи в игре, а в стрелялках палит по собственным дивизиям. «Часто грифинг представляет собой весьма отвратительный вид троллинга», - считает Краппитц. Но он может быть очень артистичным. «При этом искусство здесь зависит от взгляда наблюдателя». У самого игрока, у которого создаются помехи в его игровой жизни, это, как полагают, вызывает прежде всего раздражение», - считает социолог Шмидт. Тем не менее, он признает, что грифинг на самом деле поднимает теоретический вопрос: «Что есть искусство, насколько оно может или должно мешать?» Судя по всему, этот вопрос недавно задал художник Whynne. Изобретатель так называемого лица тролля (trollface) неожиданно мутировал и стал бескомпромиссным защитником копирайта после того, как его рисунки с огромной скоростью распространились в интернете. Одному форуму любителей комиксов он даже письменно пригрозил закрытием в том случае, если созданное им изображение будет использоваться подражателями. Позднее он пошел еще дальше и написал, что собирается выяснить IP-адреса некоторых пользователей и привлечь их к ответственности за нарушение авторского права. Полнейшая неразбериха среди сообщества не заставила себя долго ждать. Whynne дал понять, что на него это не произвело никакого впечатления. «Именно потому, что не было полностью ясно, какую цель он преследует своей акцией, я считаю его очень успешным троллем», - замечает Краппитц. Для лулза Каким образом можно победить свирепые орды их собственным оружием, продемонстрировал атакованный троллями литератор Саша Лобо (Sascha Lobo). На ресурсе re:publica 2011 он рассказал о том, как пообещал агрессивному коллеге, оскорбившему его по электронной почте, сотрудничество в работе над фиктивной книгой под рабочим названием «Поэзия поношения». Он сообщил, что книга якобы должна выйти в издательстве Rowohlt, которое уже предложило аванс в 50 000 евро, и в приложении направил проект договора о соавторстве. Неплохая получилась история. Получивший это предложение тролль разрывался на части – с одной стороны, он хотел денег и славы, а с другой - не совсем понимал, каким образом соединить ненависть с анонимностью. В конечном счете лулз оказался на стороне Лобо. Астрид Хербольд, inosmi.ru | ||
Категория: Kультура, образование, спорт | Просмотров: 2142 | Добавил: tamin | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |