21:59 | ||
Оригинальных деталей внешнего декора, оформления помещений и обстановки резиденции Гогенцоллернов сохранилось достаточно много. Этим должны были обязательно поинтересоваться авторы идеи восстановления дворца. Но почему-то не поинтересовались. Ещё в 2000-2002 гг. группа неких искусствоведов из разных стран заявила, что почти все детали дворца утеряны. Хотя если бы они руководствовались не общими мнениями, а заглянули в запасники или даже прошли с обыкновенной экскурсией по дворцу Charlottenburg, то увидели бы и светильники, и мебель, и знаменитый серебряный сервиз на 96 персон, подаренный на свадьбу последнего наследного принца Вильгельма и принцессы Цецилии, и многое другое – не менее ценное. Некомпетентность просто поражает. Правда, ещё больше поражает деятельность «чиновников-восстановителей», судя по всему, тоже никогда не бывавших в Шарлоттенбурге или Лапидариуме (хранилище произведений искусства из разрушенного Берлина). Именно по этой причине в проекте ни одно из помещений в новом «Форуме Гумбольдтов» не предусмотрено реконструировать в оригинальном виде. Изменить подобную установку взялся известный историк культуры Гидо Хинтеркойзер. Он составил обширный каталог сохранившейся субстанции огромного здания с подробными искусствоведческими комментариями и недавно представил его публике отдельной книгой. В каталоге указаны не только части знаменитого фасада и внутреннего двора, скульптуры на балюстраде работы гениального Андреаса Шлютера (Andreas Schlüter) – кстати, в конце жизни он принимал участие в застройке Санкт-Петербурга, где и умер, – но и мебель, ковры, гобелены, светильники, серебряные и фарфоровые столовые сервизы, пережившие бомбёжки и разрушение. По оценкам Хинтеркойзера, сохранилось более трети находившегося во дворце на начало войны инвентаря. Что же касается серебряных изделий, настенных ковров, картин, то их уцелело более половины. Велик процент и пригодной дворцовой мебели (много её, правда, погибло при неправильном хранении). Всё это разбросано по различным собраниям и запасникам. Например, знаменитый буфет для серебряной посуды, который когда-то украшал восточную стену «рыцарского» зала, находится в Музее прикладного искусства в замке Köpenick. Всего в списке Хинтеркойзера перечислено свыше шестисот предметов. Подробно описаны два десятка самых известных комнат и залов резиденции Гогенцоллернов, в частности, «рыцарский» зал и комната королевы Елизаветы Прусской в ротонде. В оформлении комнаты принимал участие сам Карл-Фридрих Шинкель (Karl-Friedrich Schinkel), один из основателей прусского неоклассицизма. Так вот, большая часть обстановки сохранилась. Восстановлены и 15 из 24 четырёх картин. Среди них – знаменитое полотно Каспара Давида Фридриха (Kaspar David Friedrich) «Монах у моря». Ещё четыре картины хранятся в России, вывезенные в конце войны. Описания многих упомянутых в книге Хинтеркойзера предметов снабжены качественными фотографиями, а потому дают чёткое представление о роскошном интерьере и убранстве резиденции и о её не менее впечатляющем внешнем виде. Немало из того, что представлено в книге и таким образом стало доступно архитекторам, взято в архивах, ибо и в предвоенные годы экспозиция дворца (а большая часть его уже тогда была музеем) менялась. Впрочем, дело сейчас в другом: воспользуются ли чиновники шансом вернуть дворцу хотя бы частично былой блеск или предпочтут не осложнять себе жизнь, сославшись на финансовые ограничения? А пока дело в свои руки берут меценаты. Так, недавно на счёт восстановления дворца некий анонимный доброжелатель перевёл миллион евро с условием, чтобы комната королевы Елизаветы была детально реконструирована. У архитектора Франко Стеллы таких планов не было. А нужно, чтобы они появились. Если он не сможет, пусть займётся другой. И то правда: это вам не голые стены бетонировать или вместо барочной лестничной площадки строить нечто похожее на лестницу в универмаге. Алик Зутлер, Русская Германия, опубликовано №20,2012 | ||
Категория: Kультура, образование, спорт | Просмотров: 1750 | Добавил: tamin | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |