01:09 | ||
Футбол как национальный вид спортаХотя
родоначальники футбола - англичане, для немцев он стал средством
национального единения и самоутверждения. В дни чемпионата мира
германский триколор впервые после десятилетий стыдливого припрятывания
стал открыто развеваться на домах и машинах, а болельщики стали
подпевать государственный гимн. Не только на стадионах, но и перед
телеэкранами на улицах и площадях, в кафе и пивных бурно реагировали на
игру сборной ФРГ. Очередная победа возбуждала всеобщее ликование и
отмечалась автокортежами с черно-красно-золотистыми флажками под
аккомпанемент клаксонов, а поражение рождало уныние и слезы отчаяния.
Недавний мировой чемпионат стал отчасти повторением этого ажиотажа. Общество
по-разному реагирует на сей феномен. Одни видят в нем выражение
патриотизма. Другие характеризуют его как форму массового психоза,
усматривая в нем способ отвлечения населения от насущных проблем
общества. Третьи считают футбольный патриотизм разновидность фанатизма,
ведущего к национал-шовинизму и экстремизму. При этом ссылаются на
случай в Ганновере, где пьяный саксонец застрелил в баре двух итальянцев
в споре о преимуществах двух национальных сборных. Левые радикалы
срывали и поджигали национальные символы, вывешенные в связи с
чемпионатом мира. А ультраправые по тому же поводу устраивали оргии,
славя подвиги немецкого спорта. В этом плюрализме позиций отразилась
сложность и многоплановость проблемы. Несомненно, нет ничего
предосудительного в преданности команде своей страны; она вполне
совместима с уважением к соперникам, о чем свидетельствует лояльное
отношение немецких фанатов к футболистам и болельщикам Сербии и Испании,
победивших команду ФРГ. О том же говорит и признание немцами достоинств
членов своей сборной - выходцев из других стран. Энтузиазм, вызванный
ее успехами, проявился и среди живущих в ФРГ мигрантов, что служит
показателем их интеграции. Вместе с тем эксцессы подтверждают опасность
перерождения патриотизма в узколобый национализм. Отношение к спортивным
результатам своей сборной - признак ментальности и общей культуры
граждан страны. В целом немцы взвешенно восприняли третье место на
очередном мундиале. А ведь на Олимпийских играх 1936 г. в Берлине всё
было иначе. «Германия - превыше всего!»Эти слова
из песни, сочиненной Г. фон Фаллерслебеном на мелодию Й. Гайдна в
1847 г., в период подъема национально-объединительного движения,
выражали любовь к родине и ее народу. После провозглашения Германской
империи официальным стал гимн Пруссии, славивший кайзера и величие
единой нации. Немецкий патриотизм проникся великодержавным шовинизмом и
милитаризмом, который и привел к краху империи. В Веймарской республике
любимая народом песня легла в основу нового патриотического гимна. Гитлер,
спекулируя на порожденных Версальским миром обидах немцев, сумел
установить фашистскую диктатуру. Первая строфа гимна «Deutschland,
Deutschland über alles, / Über alles in der Welt», исполнявшаяся вместе с
партийной песней нацистов, трактовалась в духе ультранационализма,
мании имперского величия. Любовь к своему народу и отечеству подменялась
преданностью фюреру и арийской расе. По отношению же к другим народам
культивировались высокомерие и ненависть, реализовавшиеся в захвате и
разграблении чужих земель, порабощении и истреблении миллионов людей.
Такого рода извращенный псевдопатриотизм английский мыслитель Сэмюэль
Джонсон охарактеризовал как «последнее прибежище негодяев». После
разгрома фашизма на немецкой земле образовалось два государства - каждое
со своими атрибутами и разным отношением к родине. В ГДР ретиво
насаждался казенный ура-патриотизм по образцу советского. В ФРГ после
острых дискуссий в качестве гимна утвержден третий куплет песни, где
ясно выражено стремление немцев к братскому единению, справедливости и
свободе - залогу счастья и процветания отчизны. Первые два куплета, в
которых упоминалась Германия в прежних границах от Мааса до Мемеля и
воспевались «исконно немецкие ценности», нынче официально не
исполняются. Конституционный патриотизмВ
послевоенной ФРГ на слово «патриот» долго реагировали настороженно,
отождествляя его с «националистом» и даже с «фашистом». Не только извне,
под воздействием проводившейся союзниками политики денацификации,
демилитаризации и демократизации, но и вследствие длительной работы
изнутри большинство немцев сумело освободиться от нацистских
предубеждений. Но позорное наследие Третьего рейха, чувство стыда и вины
за его чудовищные преступления мешали им полностью избавиться от
комплекса национальной неполноценности. Постепенно отношение немцев к
своему отечеству меняется. Происходит пробуждение национального
самосознания на основе коллективной ответственности за настоящее и
будущее Германии. По данным опроса, проведенного в 2009, более 60%
граждан ФРГ гордятся своей страной. При этом всё меньше остается тех,
кто кичится ее прошлыми военными победами. Напротив, растет трезвое,
критическое отношение немцев к своей истории и к негативным сторонам
современной общественно-политической жизни ФРГ. Не отождествляя родину с
правящими партиями, они вместе с тем высоко оценивают ее
государственное устройство. Историки и социологи назвали этот патриотизм
конституционным, поскольку в нем выражается приверженность граждан
моральным принципам и идеалам, воплощенным в Основном законе. Однако
процесс становления нового германского патриотизма не следует упрощать.
Националистические и ксенофобские установки всё еще сохраняются в
сознании и поведении части немцев. Как показывают исследования, от 14 до
18% опрошенных согласны с требованием ультраправых: «Германия - только
для немцев!» Примерно четверть респондентов отвергают мультикультурное
общество, одобряя доминирование немецкой культуры. С другой стороны,
левые радикалы оценивают патриотизм как анахронизм. А некоторые
«зеленые» полагают, что глобализация предполагает отказ от
провинциальной ностальгии по родным местам в пользу европейского
единства и космополитизма. Дискуссии в Интернете по вопросу «Хорошо
ли быть патриотом в Германии?» свидетельствуют о широком разбросе
мнений. Одни придерживаются традиционного взгляда «Мне нравится здесь
жить - это моя страна. Важно только не свихнуться в сторону
национального тщеславия». Другие утверждают: «Факт моего рождения в
Германии - не моя заслуга и не повод для гордости». Третьи размышляют о
том, в чем должен проявляться истинный патриотизм: в покупке
отечественных товаров? в добросовестной уплате налогов? в службе в
бундесвере? в восхищении немецким футболом? Меняется и отношение
немцев к факту объединения Германии. В 1970-х гг. 65% жителей ФРГ не
верили в эту возможность, а 3 октября 2009 г. 77% «осси» и 69% «весси»
праздновали День германского единства как важное для них историческое
событие. Конечно, любовь к родине в Германии выражается иначе, чем в США или во Франции. Но и здесь всё чаще появляются национальные флаги, и не только в дни футбольных матчей. Д. Шимановский, Европа-Экспресс - Берлин
| ||
Категория: История, события, люди | Просмотров: 2819 | Добавил: investa24 | Теги: |
Всего комментариев: 0 | |