01:12 | ||
Карты имеют многовековую историю. Есть версия, что они впервые появились в Индии. Старинные индийские карты были круглыми, имели восемь мастей, причем колода состояла из 96 карт. Принцип игры, правда, больше напоминал шахматы, нежели современные карты. В «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона» высказывается предположение, что карты, возможно, были изобретены в Китае, и случилось это в 1120 г. (по христианскому летосчислению). Четыре масти символизировали времена года, а 52 карты - количество недель в году. Имеются также сведения, что китайцы и японцы еще до появления игральных карт из бумаги уже играли табличками наподобие карт, из слоновой кости или дерева, с нарисованными фигурами, а в средневековой Японии были оригинальные игральные карты из раковин мидий. По одной версии, европейцы познакомились с картами во время Крестовых походов, по другой - в Европу карты завезли цыгане, по третьей - сарацины, как в древности называли арабов-мусульман. Возможно, Италия или же Германия, в которой уже в 1260 г. был основан особый цех фабрикантов игральных карт и торговцев ими, являются родиной карт с рисунком современного типа. Первые карты, которыми играли в Европе, стоили очень дорого, так как литографического печатания тогда еще, естественно, не было и карты рисовались от руки. И играть ими было очень неудобно - они в то время имели длину 22 см. Доподлинно известно, что во времена царствования Людовика Святого, в 1254 г., был издан указ, запрещавший во Франции под страхом наказания кнутом карточную игру. Итальянский манускрипт 1299 г. также говорит о запрещении игры в карты. В Испании первое запрещение игры в карты датируется 1331 г. Указанные запреты соответствуют древней тенденции негативного отношения к азартным играм, которые, кстати, существовали на протяжении всей истории человечества. Археологами были найдены предметы, применявшиеся в азартных играх в Египте еще за 3500 лет до н. э. Частыми находками были рисунки на камнях или керамике, изображающие людей или даже богов кидающими игральные кости, которыми служили бабки (так называются межфаланговые суставы скелета овцы или собаки). Игра в кости орехами вибхидака (vibhidaka) была популярна среди всех каст Индии, за исключением очень религиозных людей. Собрание ведических гимнов «Ригведа» содержит поэму «Жалобы игрока», в одной из строф которой цитируется бог Савитр: «„Не играй в кости, а паши свою борозду! Находи наслаждение в собственности своей и цени ее высоко! Смотри за скотом своим и за женою своей, презренный игрок!" - так говорит мне благородный Савитр». Греческие и римские мифы упоминают о боге азартной игры, о боге удачи. Но наиболее многочисленные драматические истории можно обнаружить в народной литературе Юго-Восточной Азии (Японии, Филиппин, Индии) - о том, как мужчины использовали в качестве ставок в азартной игре собственных жен, сестер, дочерей или части собственного тела. Не была исключением и Древняя Русь. Играли в «зернь», «бабки» и «яичный бой» азартно, с размахом. Играли «на интерес», щелбаны, на «кукареканье петухом» при всём честном народе, а частенько ставили на кон деньги или лапотинку (старое название одежды). Азарта русичам было не занимать, хотя азартные утехи всегда считались «богомерзкими игрищами», на которые налагались строжайшие запреты. За нарушение оных били кнутом, рвали ноздри, клеймили железом и ссылали. В «Домострое», этом своде житейских правил и наставлений, созданном в XVI в., сказано о подверженных игровому азарту: «Возрадуются бесы и налетят, увидев свой час, и тогда творится всё, что им хочется: бесчинствуют игрою в кости и в шахматы, и всякими играми бесовскими тешатся». К концу того же XVI в. триумфальное шествие игральных карт по Европе, которое по своему размаху можно сравнить лишь с эпидемией чумы, достигло и России. Карты как забава были допущены даже при дворе. Небольшие партии игральных карт стали предметом импорта из Западной Европы. При царе Михаиле Федоровиче маленькому Алексею Михайловичу были куплены карты, дабы забавлялся со своими сверстниками. Вступив на престол, Алексей Михайлович в невинной, на первый взгляд, забаве распознал покушение на христианские устои и чуть ли не угрозу существованию власти и государства. В связи с этим карточные игры стали строго преследовать и наконец запретили вовсе в Соборном Уложении 1649 г. Император Петр Великий, по свидетельству историков, сам в карты играть не любил, предпочитая шахматы. При дворе Петра не допускалось карточных игр. Но, например, в армии и на флоте, по уставу государя, дозволялось играть, но проигрывать не более одного рубля. В начале XVIII в. спрос на игральные карты заметно повысился. С 1716 по 1723 г. в Россию было ввезено 2873 дюжины колод. Императрица Анна Иоанновна стремилась сделать свой двор превосходящим по роскоши и великолепию все европейские, и при дворе появились и вошли в моду азартные карточные игры. Время расцвета карточной игры - как в столице, так и в провинциальных губерниях - настало в период правления Екатерины II. Частичное снятие запрета на карты в 1761 г. не внесло ясности в отношение власти к «богомерзким играм». От разрешения коммерческих игр оказалось недалеко до разрешения азартных. «Устав благочестия» 1782 г. предусматривал уголовную ответственность только для профессиональных игроков (тем, кто «от запрещенной игры имеет единственное пропитание»), шулеров и содержателей игорных домов. Начало XX в. в карточные игры не привнесло практически ничего нового. Многие в России продолжали играть, несмотря на войну и конец монархии, положенный большевистским переворотом. Советская власть, поняв, что борьба с азартной игрой бесполезна, издала распоряжение о возобновлении работы Государственной карточной фабрики. Карточная игра - это больше, чем просто развлечение. С одной стороны, можно говорить, что она развивает ум, логику, дает представление о теории вероятности, с другой - можно найти множество примеров отрицательного влияния игры на человеческую жизнь. Недаром специалисты выявили новую психическую болезнь - игроманию. Но игру нельзя полностью отрицать - слишком глубокий след она оставила в культуре разных народов. Русскую литературу вообще трудно себе представить без темы карточной игры. Пушкинские «Пиковая дама» и «Выстрел»; «Маскарад» Лермонтова, гоголевские «Ревизор», «Мертвые души», «Игроки»; «Игрок» Ф. М. Достоевского - во всех этих произведениях карточная игра является важной частью сюжета. Видимо, сколько будет существовать человечество, столько и будет оно играть. Не помогут ни запреты, ни угрозы... Ю.Переверзев, Европа-Экспресс - Берлин
| ||
Категория: История, события, люди | Просмотров: 2533 | Добавил: investa24 | Рейтинг: 4.0/1 | |
Всего комментариев: 0 | |