19:08 | ||
Рождение государства Азавад стало, пожалуй, самым неожиданным геополитическим сюрпризом за последнее десятилетие. Казалось, берберский вопрос был решён ещё в середине прошлого века, когда после падения колониальных режимов в Африке потомки кочевых европеоидных племён, обитавших преимущественно на просторах пустыни Сахара, оказались разделёнными между восемью странами, в каждой из которых они составили меньшинство от общего населения. Стремление берберов создать собственное государство было пресечено на корню, и только в одном из самых искусственных государств региона – бывшем Французском Судане, который в 1960 году провозгласил независимость под названием Республика Мали, берберская народность туареги продолжала неравный бой за свободу. Независимое Мали составили два совершенно разных исторических региона. На юго-западе страны, в долине реки Нигер, было сконцентрировано более 90% населения, преимущественно, негроидные этнические группы. Туареги, составлявшие около 5% населения, были рассеяны на обширных северо-восточных территориях. Элита, представляющая интересы чернокожего большинства, монополизировала верховную власть в стране, в результате чего европеоидное население осталось за рамками общественно-политической жизни. В Мали началось открытое расовое противостояние. «Расовые противоречия в регионе имеют старые корни, однако французские колонисты усилили их, обострив ситуацию на заре независимости, – пишет известный американский историк, эксперт по странам Западной Африки Грегори Манн (Gregory Mann). – Ранее французы обещали туарегам создать отдельную провинцию в Сахаре, которая бы напрямую подчинялась Парижу. Но когда дело дошло до независимости и значительная часть Сахары отошла к Мали, туареги почувствовали, что „другие" белые предали их, отдав их в руки чёрных. Туареги время от времени поднимали восстания. Всё это не очень красивая история, в которой расизм проявлялся с обеих сторон. Войска Мали с крайней жестокостью расправлялись с повстанцами, но это не помогало. Они могли убить множество людей, но так и не смогли убить мечту». Политика чернокожей элиты, игнорировавшей интересы туарегов, за несколько десятилетий привела берберские провинции к экономическому коллапсу. Кочевников постепенно выдавливали из немногочисленных оазисов, а плодородные земли отдавали переселенцам из южных провинций. Непродуманная сельскохозяйственная политика привела к полному истощению небольших пахотных территорий. Столкнувшись с политической и экономической дискриминацией, значительная часть туарегов была вынуждена покинуть Мали. Большинство эмигрантов обосновалось в Ливии, где многие из них вступили в ряды местных вооружённых сил. После свержения режима Муаммара Каддафи (Muammar al-Gaddafi), бербера по рождению, часть туарегов вернулась на родину и, получив в распоряжение оружие и боеприпасы разгромленной ливийской армии, продолжила борьбу за независимость. Военная операция, начатая в январе этого года, продолжалась немногим более месяца. За это время Национальное движение за освобождение Азавада (НДОА) установило практически полный контроль над берберскими провинциями, а 6 апреля провозгласила на их территории государство Азавад. «Мы не ставим своей целью выходить за границы Азавада, – отмечается в пресс-релизе движения. – Мы не хотим создавать проблемы правительству Мали и ещё меньше – южным районам. Мы не хотели бы, чтобы возникло впечатление, что мы – какая-то воинственная банда, так что с этого момента, когда мы освободили наши территории, цель достигнута, мы на этом останавливаемся». Как и следовало ожидать, малийские власти и страны Чёрной Африки категорически отказались признавать независимость Азавада. Их позицию поддержал Париж, что неудивительно, так как французские компании занимаются разработкой урановых и золотых месторождений на территории Мали. По словам наблюдателей, именно под давлением Франции действия туарегов осудила представитель ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон (Catherine Ashton), которая от имени Евросоюза призвала к сохранению целостности Мали. Против провозглашения независимого Азавада также выступили арабские страны Северной Африки, которые опасаются «берберской весны» на своих территориях. В последнее время в мировой прессе со ссылкой на малийские власти распространяется информация о возможных связях берберских повстанцев с радикальными исламистами в арабских странах. В свою очередь, эксперты подчёркивают, что туареги являются одним из наименее исламизированных народов во всём Североафриканском регионе. «Туареги, – уникальный народ для мусульманского мира, – пишет в блоге на сайте радиостанции „Эхо Москвы" историк и путешественник Леонид Ланда. – У туарегов закрывают лицо не женщины, а… мужчины! В традиционной туарегской семье жена до свадьбы не видит лицо мужа, оно закутано в специальное покрывало часто синего цвета – лисам. Положению «слабого пола» в этом североафриканском обществе вообще могут позавидовать многие жительницы Европы. Женщины туарегов владеют землёй, верблюдами. Девушка сама выбирает себе мужа, и даже название дома или стоянки в Сахаре даётся по имени женщины, а не мужчины. Некоторые журналисты полагают, что туарегам помогают исламские радикальные группировки региона. Возможно, помощь и оказывается, однако правила шариатского государства плохо сочетаются с бытовой культурой туарегов. Поэтому подобный союз вряд ли может быть долгосрочным». Антон Невзлин, Русская Германия, опубликовано №15,2012 | ||
Категория: История, события, люди | Просмотров: 2724 | Добавил: tamin | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |